Методическая копилка
Методические рекомендации. Профилактика жестокого обращения с детьми
Алгоритм действий педагогов образовательных учреждений
и специалистов сопровождения по выявлению фактов
жестокого обращения или насилия в отношении детей:

https://disk.yandex.ru/i/0tGliXTYDK7Skw

✓ Консультация для воспитателей «Методические рекомендации по проведению открытого занятия (НОД) в ДОУ»

Открытое занятие (НОД) – одна из эффективных форм изучения, обобщения и распространения передового опыта педагога. Они играют важную роль в образовательном процессе и в системе повышения квалификации педагогов. Открытые занятия (НОД) позволяют увидеть, как работают педагоги, использовать их передовой инновационный опыт по реализации НОД с детьми дошкольного возраста.

Цель проведения открытого занятия (НОД): повышение уровня педагогического мастерства в работе с детьми дошкольного возраста.

Открытое занятие (НОД), в отличие от обычного – это специально подготовленная форма организации методической работы, в ходе которой реализуются основные цели воспитательно-образовательного процесса. У такого занятия должна быть педагогическая цель, которая отражает то, что хочет показать педагог коллегам, посещающим данное занятие.

Для проведения открытого занятия (НОД) может использоваться любой вид образовательной деятельности. Большую значимость имеют нестандартные, занятия.

Выбор темы занятия (НОД) осуществляется согласно программным задачам данного возраста. Рекомендуется отдать предпочтение более сложным темам программы, темам, требующим особых методик для успешного освоения. Показ НОД, в которых реализуется распространенная на практике методика, не способствует профессиональному росту других педагогов, за исключением, когда показ занятия реализуется для молодых педагогов, так как для них общеизвестные, классические методики представляют определенный интерес. Открытые занятия (НОД) проводятся в соответствии с планом методической работы ДОУ.

Для кого и для чего проводятся открытые занятия (НОД):

- Занятие (НОД) для коллег с целью демонстрации овладения и применения новых технологий, методов обучения, демонстрации классического занятия в рамках учебы молодых специалистов.

- Занятие (НОД) в присутствии экспертов с целью аттестации на первую или высшую категорию.

Требования к проведению открытого занятия (НОД):

- Занятие (НОД) должно содержать новизну. Новизна может относиться к содержанию дидактического материала или к методикам его изучения.

- Занятие должно показать (доказать) высокую эффективность новации.

- Содержание занятия не должно противоречить программам, по которым работает ДОУ.

- Соблюдаются все требования к учебно-воспитательному процессу.

- Наглядный материал, пособия должны работать на цель и задачи занятия.

- Недопустима «репетиция» занятия (НОД).

Рекомендации к подготовке открытого занятия (НОД):

- Определить, сформулировать тему занятия (НОД) в соответствии с календарно-тематическим планом.

- Установить цель, определить не более 3-4 задач НОД.

- Определить форму проведения занятия.

- Предусмотреть методы и приемы в реализации заданной цели.

- Продумать последовательность использования наглядных, дидактических материалов и ТСО.

- Составить развернутый конспект занятия, соответствующий теме, поставленной цели и задачам.

- Сопоставить объем заданного материала с возрастом детей.

- Структурировать занятие, определить время на каждую его часть, не рекомендуется увеличивать время, отведенное на НОД.

- Составить прогноз ожидаемых результатов, предполагаемых рисков.

- Теоретически и психологически подготовиться к анализу открытого занятия.

Организация проведения занятия (НОД) школы:

- Воспитателю, проводящему занятие (НОД) рекомендуется обеспечить коллег, посещающих занятие, планом НОД и методическими материалами, используемыми на занятии. Можно подготовить анкеты для последующего обобщения и анализа занятия.

- ТСО необходимо испытать в действии.

- Для коллег, посещающих занятие (НОД), заранее готовится рабочее место. Чтобы, посещающие занятие, не отвлекали детей, их места располагают за спиной детей. Не рекомендуется располагать посетителей рядом с детьми.

- Не рекомендуется на занятие приглашать много посетителей, поскольку это может вызвать дискомфорт для детей и воспитателя. В связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой в последнее время практикуется показ занятия (НОД) по видеозаписи.

- Рекомендуется перед занятием сообщить детям о проведении открытого занятия, чтобы подготовить их к ситуации, когда в группе будут посетители.

Анализ открытого занятия (НОД) проводится обязательно, в день его проведения. Анализ занятия (НОД) не мене важный раздел методической работы.

Выступления участвующих в обсуждении занятия (НОД) рекомендуется проводить в определенной последовательности. Вначале дается слово педагогу, проводившему занятие. Он сообщает цель занятия, задачи, дает описание работы по их достижению, анализирует деятельность воспитанников на занятии. В выступлении должны быть ответы на вопросы: достигнута ли педагогическая цель занятия? Выполнены ли задачи учебно-воспитательного процесса? Важно отразить степень достижения поставленных задач, причины и обоснования отклонения от плана занятия; нюансы, которые присутствующие могли не заметить, не оценить; наметить перспективы дальнейшей работы. Ответы должны носить объяснительно–развивающий и информационно-познавательный характер. Выступление педагога должно помочь присутствующим понять его педагогический замысел, особенности применяемых методов, приемов.

Затем занятие (НОД) анализируют приглашенные с точки зрения достижения педагогической цели. При обсуждении выступления должны носить четкий, конкретный характер, а не только «понравилось, не понравилось». В ходе обсуждения отмечают недочеты, ошибки, допущенные в содержании и организации занятия. В отличие от анализа занятий, которые посещают с целью контроля, здесь главное – обмен мнениями, дискуссии. Даются советы по совершенствованию дальнейшей работы педагога, отмечаются возможности использования полученного опыта.

После выступления приглашенных слово дается педагогу, проводившему занятие. Он отмечает, какие замечания, рекомендации принимает, с чем не согласен и почему, отстаивает свою позицию.

Хорошо организованное обсуждение – одна из форм повышения педагогической и методической грамотности педагога, позволяет внедрить методические находки в педагогическую практику педагогов ДОУ, что позволяет существенно повысить качество воспитательно-образовательной деятельности.

Педагоги, присутствующие на занятии (НОД), заполняют бланки анализа проведенного занятия.

Типичные ошибки, которые допускают педагоги при подготовке и проведении занятия (НОД):

- Несоответствие темы занятия программным задачам данного возраста.

- Несоответствие темы, содержания занятия поставленным целям и задачам.

- Использование методов, имеющих развлекательный характер и небольшую дидактическую ценность.

- Слабая логическая взаимосвязь между этапами занятия.

- Преобладание объяснительно-иллюстративных методов.

- Превышение допустимого времени для проведения НОД.


Составила: Михалун Т.А.

✓ Памятка для воспитателей «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историческими достопримечательностями города Севастополя»
При ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с историческими достопримечательностями родного города целесообразно придерживаться следующих правил:
- Сопровождайте рассказ наглядным материалом: фотографиями, репродукциями, слайдами и др.
- Объясняйте детям, в честь какого исторического деятеля или события был воздвигнут памятник или создан мемориальный комплекс.
- Акцентируйте внимание детей на положительных моральных качествах исторической личности, в чью честь воздвигнут памятник.
- При ознакомлении дошкольников с исторической личностью, в чью честь воздвигнут памятник, расскажите о важных исторических событиях, которые связаны с этой личностью.
- Подбирая материал об историческом событии, выбирайте яркие, конкретные, вызывающие интерес эпизоды, которые бы привлекали внимание детей.
- Не называйте дат, они затрудняют восприятие материала. Используйте выражения: «Это было очень давно, когда ваши бабушки и дедушки были такими же маленькими, как вы»; или: «Это было очень-очень давно, когда ваших мам, бабушек и дедушек еще не было на свете».
- Не перегружайте детей сложной исторической информацией.
- Используйте доступную детям лексику, значение незнакомых слов объясняйте; не употребляйте специальной терминологии, не перегружайте рассказ сложными грамматическими конструкциями.
- При описании исторических памятников, обращайте внимание детей только на важные детали. Большой объем информации затрудняет восприятие материала.
- При ознакомлении дошкольников с историческими памятниками города, не стоит добиваться того, чтобы дети запомнили имена и фамилии скульпторов, архитекторов, инженеров, принявших участие в создании памятников.
- Обращайтесь к детям с вопросами в процессе рассказа, чтобы активизировать их внимание, вызвать стремление что-то узнать самостоятельно.
Детей старшего дошкольного возраста целесообразно ознакомить со следующими историческими достопримечательностями города Севастополя:
- Памятник затопленным (неправильно – потопленным, потонувшим!) кораблям - монумент, архитектурный символ города;
- Графская пристань - памятник истории и архитектуры;
- Памятник адмиралу Павлу Степановичу Нахимову;
- Памятник Казарскому (памятник бригу «Меркурий») — первый памятник Севастополя. Был установлен в честь подвига офицера Александра Ивановича Казарского,
- Херсонес Таврический - историко-археологический музей-заповедник;
- Малахов курган - мемориальный комплекс, переживший две тяжелые обороны Севастополя;
- Памятник матросу Петру Кошка — одному из известнейших героев первой обороны Севастополя.
И др.
В предметно-развивающем центре по патриотическому воспитанию на тему «Мой город» могут быть представлены следующие материалы:
- Альбомы, книги, иллюстрации, открытки с изображением исторических деятелей, памятников истории, архитектуры, исторических мест города Севастополя;
- Макеты памятников истории, архитектуры.
- Дидактические игры: «Закончи предложение» (Главные морские ворота города Севастополя – это…, Памятник адмиралу Нахимову расположен на…, Первый памятник Севастополя установлен в честь…), «Продолжи название» (Графская…, Памятник затопленным…, Малахов…), «Найди лишнюю картинку».

Составила: Михалун Т.А.
✓ Ознакомление детей дошкольного возраста с национальной одеждой народов, проживающих в г. Севастополе
Ознакомление дошкольников с народной культурой, промыслами и ремеслами, национальной одеждой народов своего края имеет большое значение в воспитании молодого поколения. Дошкольный возраст – благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способной возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, духовные и художественные ценности.
В соответствии со Стратегией научно-технического развития РФ и указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642 «Об утверждении основ государственной культурной политики» в ориентирах и возможностях научно-технологического развития РФ обозначены угрозы утраты национальной и культурной идентичности российских граждан. Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным ценностям, ознакомление с народным костюмом жителей родного края способствуют сохранению национальной идентичности.
Согласно данным переписи населения 2014 года в г. Севастополе проживают русские – 81%, украинцы – 14,2%, белорусы – 1%, крымские татары – 0,8%, татары – 0,7%, армяне – 0,37%; также проживают азербайджанцы, евреи, молдаване, чуваши, поляки, болгары, грузины, мордва, греки, узбеки, немцы, осетины, корейцы и другие народы.
Каждый народ стремится к сохранению языка, обычаев, традиций, национального костюма, традиционных занятий и промыслов. Большинство народов сохранило своё своеобразие и традиционные занятия. Богатство национальных культур — достояние всей страны.
Знакомство детей с культурой народа невозможно без знакомства с национальным костюмом.
Ознакомление детей с национальными костюмами требует от педагогов специальной подготовки, которая включает расширение знаний педагогов об истории и искусстве, тщательный подбор материала для образовательной деятельности с детьми.
Целесообразно организовать помощь родителей, которые помогут в создании альбомов, мини-музеев в группе. Родители могут принять участие в организации выставки народного рукоделия, одежды, игрушек др. Можно привлечь родителей к проведению народных праздников и развлечений. Темы консультаций для родителей: «Как знакомить детей с национальным костюмом», «Народный костюм в жизни ребенка».
Методы и приемы, которые можно использовать в работе с детьми по ознакомлению с национальной одеждой:
- Дидактические, сюжетно-ролевые, театральные игры, игры-путешествия, игровые ситуации.
- Рассказ, беседа о национальном костюме, разгадывание загадок, чтение художественной литературы.
- Использование ТСО для виртуальных экскурсий в музеи национальных костюмов и народных промыслов, презентаций, видеофильмов.
- Метод проектов: «Русский (украинский, белорусский, крымско-татарский) народный костюм» или «Национальная одежда народов, проживающих в г. Севастополе».
- Рассматривание альбомов «Национальные костюмы народов, проживающих в Севастополе», «Народы, населяющие Крым» и т.п.
- Творческие упражнения на занятиях по художественно-изобразительной деятельности: рисование, лепка, аппликация.
- Самостоятельная работа в уголке по художественно-эстетическому развитию с незавершенными композициями и элементами росписи костюмов, использование технологических карт последовательности росписи предметов одежды или лепки, аппликации, моделирования или конструирования.
- Слушание музыкальных фольклорных произведений, просмотр театрализованных представлений.
И др.
Ознакомление детей с национальной одеждой начинают с традиционного варианта национального костюма.
Знакомим детей с русским национальным костюмом.
Знакомство с русским национальным костюмом следует начинать с младшего дошкольного возраста. В каждой возрастной группе ставятся свои цели и задачи. В младшей группе детей можно ознакомить с народными костюмами Аленушки и Иванушки (сарафан, рубашка, штаны, кокошник). Детям пятого года жизни можно дать представления об одежде различных сословий (крестьянин, купец, боярин), об особенностях быта русского человека (хранение одежды, украшений).
В старшем дошкольном возрасте задачи усложняются. В этом возрасте детей знакомят с особенностями русского национального костюма (повседневная - праздничная одежда, женский - мужской костюм, головные уборы зимние и летние, верхняя одежда, обувь).
Русский национальный женский костюм состоял из длинной рубахи, сарафана и головного убора.
Рубаху обычно шили из льняного или конопляного полотна. Она всегда украшалась вышитыми или ткаными узорами, которые располагались по краю рукавов и на плечах, у застежки и вокруг ворота, по подолу.
Поверх рубахи надевали сарафан. Самые распространенные цвета и оттенки для сарафанов — темно-синий, зеленый, красный, голубой, темно-вишневый. Спереди сарафаны украшали полосой, тесьмой, кружевом, пуговицами. Сверху на сарафан надевалась душегрея – короткая одежда с рукавами или без рукавов на лямках. Спереди душегрея застегивалась на пуговицу.
На юге России вместо сарафана носили поневу. Понева – домотканная клетчатая юбка из шерсти. Поневы и сарафаны делились на праздничные и повседневные. Поневу украшали лентами и тесьмой. На нее надевали передник.  Передник шили из холста, украшали узорами, полосами. Ансамбль женского народного костюма обычно завершали нарядный головной убор и украшения (бусы, цепочки, ожерелья, браслеты).
Разнообразие головных уборов – отличительная особенность русского национального костюма. Женские и девичьи головные уборы отличались богатством форм: кокошники, сороки, кички, повойники, повязки и др. Кокошник и кичка считались праздничными головными уборами. Сороку назвали так потому, что у косынки был как бы хвост и два крыла. Декор головных уборов состоял из сложных растительных и геометрических мотивов. Головные уборы украшали речными жемчугом, сеченым перламутром, белым бисером, шитьем серебряной и золотой нитью. Женщины должны были обязательно прикрывать свои волосы и потому даже дома носили головные уборы (повойники), а при выезде из дома они надевали богато украшенную кичку. Девицы носили на голове широкую вышитую повязку, с широкими лентами позади или кокошник. Зимой женщины при выходе из дома надевали меховые шапки или покрывали свой головной убор платком.
Женская верхняя одежда не подпоясывалась и застегивалась сверху донизу. Верхней выходной женской одеждой был длинный суконный опашень, с частыми пуговицами, украшенный по краям шёлковым или золотым шитьем, причём длинные рукава опашня висели, а руки продевались в особые разрезы; всё это покрывалось душегреями или телогреями и шубами.
Одежда мужского населения по сравнению с женской, была менее разнообразной и красочной. Основными ее частями являлись: рубаха, штаны, пояс. Мужская рубаха украшалась вышивкой. Особенность русской рубахи – разрез на груди слева (косоворотка). Рубахи застегивались на пуговицы или были с завязками. Цвета рубах разные: чаще белые, синие и красные. Важный факт: рубаха в штаны не заправлялась. Штаны были однотонными или с белой полосой, их заправляли в сапоги. К штанам привязывали пояс, а к нему цепляли различные мелочи. Пояс также украшали вышивкой. Поверх рубахи надевали зипун, который служил верхней одеждой. Еще одной типичной мужской одеждой, которую надевали поверх рубахи был кафтан. Для зажиточных шились очень длинные кафтаны, доходящие до самых лодыжек. Мужские головные уборы – картуз или фуражка, бриль (соломенная шляпа), шапка-ушанка. Головные уборы декорировали лентами, цветами, бисером.
Отличительная особенность русского национального костюма — большое количество верхней одежды. Одежда накидная и распашная. Накидную одежду надевали через голову, распашная имела разрез сверху донизу и застёгивалась на крючки или на пуговицы.
В вышивке, которой украшали русский народный костюм красный цвет был основным. Так же использовали оттенки красного, синий, зеленый и желтый цвета. В русской вышивке преобладали образы птицы, коня, дерева. Каждый узор имел свое смысловое значение. Одежду украшали вышивкой в тех местах, где она касалась открытого тела.
Главные цвета русской одежды – белый и красный. Белый цвет – это символ чистоты, обновления. Красный цвет обозначал красоту, радость, любовь, полноту жизни. Недаром в русском языке до сих пор существует выражение – «красна девица», в значении красивая девица. Помимо белого и красного цветов в одежде использовались синий, зелёный, голубой и малиновый цвета.
Самой популярной обувью русского народа были лапти. Лапти плели из липового лыка, реже из коры ивы, ракиты, березы, дуба. Держались лапти на узких ремешках. Плелись они без различия правой и левой ноги. Были и простые мягкие туфли – поршни. Их делали из кожи, подбирая по краю кожаным ремнем, которым обматывали ногу, чтобы поршни не спадали. Делали и простые башмаки – чоботы, и сапоги. В холодное время носили валенки.
Ознакомление с национальной одеждой украинцев, белорусов и крымских татар целесообразно проводить в старшем дошкольном возрасте. Знакомя дошкольников с украинской и белорусской национальной одеждой, следует обратить внимание детей на сходство русских, украинских и белорусских национальных костюмов, а также на общие корни этих народов.
Знакомим детей с украинским национальным костюмом.
Основу украинского национального женского костюма составляла длинная рубашка - кошуля, сорочка. Ее шили из льняного или конопляного полотна. Рубахи были с воротниками и без. У рубахи вышивкой украшали рукава (в местах соединения с плечом), а также подол, т.к. он был виден из-под верхней одежды. Рубашку носили с юбкой (поневой), которая была трех видов: дерга, запаска и плахта. Дерга – вариант для работы, ее делали из темной грубой ткани, без украшений. Запаска – повседневная одежда из однотонной ткани. Женщины носили две запаски, одна запаска прикрывала туловище сзади, другая – спереди, переднюю запаску чаще заменяли передником. Запаску шили из тонкой шерстяной ткани синего, зеленого, красного цвета. Плахта была праздничной одеждой, ее шили из ткани в клетку, украшали вышивкой. На сорочку сверху надевали вышитый жакет.
Дополняли женский костюм нагрудные украшения из драгоценных камней, стекла, бусы или подвески с монетами.
Девичий головной убор представлял собой венок из искусственных или живых цветов с лентами. Женский головной убор – платок или легкая шапочка (очипок, чепец).
Основу мужского украинского национального костюма составляла рубаха и шерстяные или суконные штаны. Отличительной особенностью мужской украинской рубахи был разрез спереди (пазушка), который украшался вышивкой. Рубахи были с воротником и без, застегивались или завязывались у ворота с помощью пуговиц или тесемок. На плечах рубахи имелись нашивки, похожие на погоны - уставки. Рубаху никогда не носили навыпуск, ее заправляли в штаны (шаровары) – в этом отличие от способа ношения рубахи поверх штанов у русских и белорусов. Штаны подвязывали поясом, его оборачивали вокруг талии несколько раз. Украинские штаны отличались большой шириной.
Мужские головные уборы украинцев были разнообразны по форме, материалу и названиям. По форме - это конусы, цилиндры и полукруглые шапки. Были, например, кучма – высокая шапка из овчины, треух (махалай) – зимний головной убор с удлиненными наушниками, брыль – войлочная или соломенная шляпа . Позже украинцы стали носить на голове широко распространенные среди других народов картуз и кепки.
Верхней одеждой мужчин и женщин служили кожухи и свиты. Свиту шили из толстого самодельного сукна, кожухи - из овчины. У женщин свиты были белого цвета, а у мужчин – серого или черного.
Вышивка, которой украшали украинские народные костюмы была богата и разнообразна. Мотивы орнаментов были геометрическими и растительными. Они передавались из поколения в поколения, становясь традиционными. В вышивке использовались нити различных цветов, но чаще - нити красного цвета.
Основные цвета украинского национального костюма – белый, красный, синий, черный. А также использовались зеленый, серый, голубой, желтый. Белый цвет символизировал чистоту, красный – радость и любовь, синий – свободу, черный обозначал землю-кормилицу, зеленый – весну и молодость, желтый являлся символом звезд и месяца.
Одним из вариантов обуви были постолы. Это что-то вроде невысоких сапог из куска кожи. Их, в отличие от обычных, не сшивали, а оборачивали вокруг ноги определенным образом, затем завязывали для прочности веревкой. В некоторых регионах носили лапти, которые привязывали крест-накрест к ноге.
Популярной обувью были сапоги из кожи, они считались предметом роскоши. Их изготавливали с каблуками или без. Женщины летом носили легкие ботинки (черевички).
Знакомим детей с белорусским национальным костюмом.
Основу женского белорусского национального костюма составляла рубашка. Женские рубахи были длинными и шились из льняного полотна. Их обязательно украшала вышивка. На рубаху надевали юбку (спадницу). Юбки шились из льна и сукна. Юбки в основном были красного или сине-зеленого цвета. Также шили юбки из ткани в клетку или полоску. Поверх юбки надевали фартук, на рубаху – жилет (безрукавку). Праздничные фартуки и жилеты богато украшались, а повседневные были скромными. Праздничные жилеты шили из красной, синей или черной ткани, а повседневные – из серой или сине-зеленой. Важной составной частью женского костюма был пояс, на который могли подвешивать ключи, ножи и амулеты. Голову обязательно украшал головной убор — венок, «скиндачок» (рушничок), капор или платок. Девушки носили венки, обычно их делали из бересты или луба, обтягивали тканью или кожей. Дополняли образ бусами, лентами и другими украшениями. Женская верхняя одежда украшалась вышивкой и аппликацией. В холодное время женщины носили шерстяные свитки, белые или красные кожушки.
Мужской костюм состоял из рубахи, пояса, жилета и брюк (ноговиц). Рубаху носили поверх брюк и подпоясывали цветным поясом. Рубахи шили из белого льняного полотна, они были с низкими стоячими воротничками. На груди у рубахи был прямой разрез, в русской рубахе такой разрез делали на левой стороне груди. На праздничных рубахах вдоль разреза добавляли специальные вставки с вышивкой, которые назывались «манишка» или «грудзина». Подол рубахи традиционно украшали вышивкой. На одежде карманов не было, их заменяла кожаная сумка. Сумку подвешивали к поясу или носили через плечо.
На голову мужчины надевали в теплое время года широкую соломенную шляпу под названием брыль. Зимой от холодов спасала теплая меховая шапка – аблауха.
В холодное время мужчины носили кожухи из овчины. Люди побогаче носили шубы.
В отличие от русской и украинской, в белорусской вышивке орнамент более строгий, в основном - геометрический. Узоры состояли из квадратиков и ромбиков. Каждый узор имел свой смысл. Смысловое значение узоров передавалось из поколения в поколение. Цвета белорусской вышивки – красные узоры и белый фон. Синий, черный и желтый цвета также использовались в вышивке народных костюмов.
Среди цветов национальной одежды преобладают красный и белый. Белый цвет – это символ чистоты, добра, открытости, искренности и света. Красный цвет – это символ солнца, жизни и крови.
Обувь: мужчины и женщины носили плетеные лапти из лыка, пенька, виноградной лозы. В зимнюю пору носили теплые валенки, подшитые войлоком либо кожей. Состоятельные представительницы прекрасного пола имели кожаные башмачки (чаравики). Зажиточные мужчины обувались в кожаные постолы. В зимнюю пору носили теплые валенки, подшитые войлоком либо кожей.
Знакомим детей с крымскотатарским национальным костюмом.
Женский крымскотатарский костюм состоял из рубахи, платья-халата и штанов.. Повседневный костюм шили из недорогих тканей, украшали небольшими рисунками. Рубаху («ич кольмек», «ич тюб») шили из хлопчатобумажной ткани. Поверх рубахи надевали платье-халат («чабулу антер»), его шили из плотной ткани. На платье надевали передник. Длина платья зависела от возраста его владелицы: чем длиннее платье, тем старше женщина. На талию надевали пояс, украшенный в тон наряду.
Праздничный костюм шили из дорогих тканей – парчи, шёлка, бархата. Его богато украшали вышивкой на рукавах и груди.
Поверх платья надевали короткую куртку («салта марка»), ее рукава были чуть ниже локтя. Ее носили с теплым шерстяным платком («шал»).
В одежде девушек преобладали оттенки голубых, зеленых, желтых цветов. Невеста всегда была в платье красного цвета. Женщины носили одежду насыщенных цветов.
Головные уборы крымских татарок. Девушки носили маленькую шапочку «фес», которую украшали вышивкой, монетами или покрывали голову платком («фырланта», «шербенти»). Женщины носили мараму. Дополняли образ различными украшениями. В холодное время года крымские татарки носили кафтаны розового или малинового цвета, украшенные серебристыми вставками.
Мужской крымскотатарский костюм состоял из рубахи, брюк, пояса. Рубаху (кольмек) шили с косым воротом. Она заправлялась в широкие шаровары, которые обязательно подвязывались широким поясом (кушаком) красного либо зеленого цвета. Неотъемлемой частью мужского национального костюма являлся илик – короткая безрукавка, внешне похожая на жилетку, которую шили из бархатной ткани и декорировали золотистыми нитями. Вместо жилетки мог использоваться длинный халат как верхняя одежда. Мужчины летом на голове носили тюбетейку или красный фес, а в холодное время – шапку из шерсти барашка. Верхней зимней одеждой были камзолы и кафтаны из домотканого полотна. В сильный холод крымские татары носили тулупы из овчины.
В крымскотатарской вышивке преобладал растительный орнамент: цветы, веточки, деревья. Каждый узор имел свое смысловое значение. Вышивали в основном золочеными и серебряными нитями.
Значение цветов национальной одежды. Красный цвет –символ любви, красоты, жизни. Зеленый цвет – символ молодости, весны и свободы. Желтый цвет – символ духовной и физической чистоты, богатства и благополучия. Голубой цвет – символ ясного чистого неба, мира.
Обувь крымских татар. Крымские татары носили "чарыки", которые изготавливали из цельного куска кожи. Кроме этого мужчины носили кожаные сапоги, а женщины вязаные носки и обувь в зависимости от сезона — сафьяновые сапожки, туфли без задников — "папучи".
В грязную погоду носили деревянные ходули, называвшиеся "налын". Ходули вырезались в виде дощечки на двух подставках, спереди прибивалась поперечная кожаная лямка, куда просовывался носок.
Целесообразно дать детям представление о том, что ткани, которые использовались для пошива одежды в основном изготавливались в домашних условиях. Из домотканной ткани шили повседневную одежду, а для праздничной покупали дорогой материал (парчу, бархат, шелк). Для окраски пряжи применяли натуральные красители: настои коры, листьев, корней растений, ягод и др.
Примерные темы занятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с русским национальным костюмом:
- «Какую одежду носили на Руси».
- «Русский народный костюм».
- «Украсим узорами сарафан и рубаху» (рисование, аппликация).
- «Символы русского костюма».
- «Кукла - пеленашка» (ручной труд).
- «История русского народного костюма».
- «Сказочные образы Виктора Васнецова» (знакомим детей с русским народным костюмом через творчество В. Васнецова).
- «Сидит кокошник горделиво, барышня так красива!» (ручной труд).
- «Красота русского народного костюма».
- «Народные обычаи и украшения одежды».
- «Украинский национальный костюм».
- «Украинский веночек» (ручной труд, коллективная работа).
- «Белорусский национальный костюм».
- «Русский украинский и белорусский народные костюмы, сходство и отличия».
- «Крымскотатарский национальный костюм».
- «Мы разные, но мы вместе».
И др.
В предметно-развивающем центре по патриотическому воспитанию на тему «Национальная одежда народов, поживающих в г. Севастополе» могут быть представлены следующие материалы:
- Альбомы, иллюстрации;
- Образцы вышивки, тканей, предметы одежды;
- Дидактические игры: «Нарядим куклу в национальный костюм», «Найди сходство и отличия», «Подбери кокошник к сарафану», «Подбери головной убор к костюму», «Подбери одежду», «Собери национальный костюм»;
- Куклы, одетые в национальные костюмы.

Литература:
1.Леонова, Н.Н. Русский народный костюм. Знакомство детей с историей и культурой России [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Н.Н. Леонова .— М. : ВЛАДОС, 2018 .— 144 с.
2. Мухоморина Л.Г., Кемилева Э.Ф., Тригуб Л.М., Феклистова Е.В. Региональная парциальная программа по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в Крыму «Крымский веночек». – Симферополь, 2016.

Составила: Михалун Т.А.
✓ Памятка для воспитателей «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с традициями народов, проживающих в Севастополе»
Детям старшего дошкольного возраста рекомендуется дать основные сведения о народной культуре, традициях и быте народов, проживающих в Севастополе, Крыму. Информация должна быть доступна возрастному восприятию детей.
Ознакомление с народной культурой, традициями народов происходит во всех видах организованной познавательной деятельности детей (ознакомление с окружающим миром, с природой; изобразительная деятельность, музыка и др.), в процессе наблюдений, чтения художественной литературы, игровой деятельности, рассматривания иллюстративного материала, посещения выставок изобразительного творчества и др., а также в самостоятельной детской деятельности.
При ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с межнациональной культурой народов, проживающих в Севастополе, необходимо акцентировать внимание детей на богатстве культур и их взаимопроникновении, на талантах людей и их положительных человеческих качествах и нравственных идеалах.
Необходимо познакомить детей с элементами разных видов искусств, в том числе живописи, музыки и литературы народов, проживающих в Севастополе, Крыму.
Работа по ознакомлению детей с народными промыслами и декоративно-прикладным искусством может быть организована как кружковая работа, которая обогатит представления детей о разнообразии промыслов в Крыму, позволит привить детям некоторые навыки и умения. Детей можно познакомить с такими видами работ, как вышивка, мозаика, плетение, художественная чеканка (на фольге), изготовление изделий из бисера, объемное конструирование, флоромозаика, флоропластика, вытынанки и др. Работы, выполненные детьми, можно использовать для украшения помещения, украшения игровых центров, как подарки или атрибуты для игр.
Произведения крымских писателей и поэтов помогут в приобщении детей к богатому национальному наследию Крыма, в формировании национального самосознания детей и их толерантного отношения друг к другу, независимо от этнических отличий.
Рекомендуется в ходе НОД по музыкальному развитию наряду с классическим и современным музыкальным репертуаром использовать фольклорные произведения народов, проживающих в Севастополе, Крыму.
Для ознакомления с народными музыкальными инструментами можно рекомендовать следующие: балалайка, домра, зурна, кавал, думбелек, дарэ, скрипка, цимбалы и др.
С характерными особенностями традиций народов, проживающих в Севастополе, Крыму целесообразно знакомить детей на народных праздниках и развлечениях. Детям необходимо дать общие представления о том, как и когда к людям пришли народные праздники, с чем они были связаны, рассказать о разнообразии народных праздников. Рекомендуется проводить народные праздники по сезонам года: осенний, зимний, весенний и летний. В содержание сценариев можно вводить фольклорный материал на родном языке и «языке соседа». Вечера развлечений для детей могут быть посвящены национальным праздникам, проведенным в доступной для детей форме. Детей дошкольного возраста рекомендуется знакомить с наиболее известными и значимыми праздниками людей, проживающих в Севастополе, в Крыму.
Знакомя детей с играми народов, проживающих в Севастополе, Крыму, педагогу важно показать общность целей, ценностное единство этих игр, поскольку многие игры одинаковы по своему содержанию и отличаются только названием, атрибутикой, национальным колоритом и стихотворным сопровождением.
Для детей старшего дошкольного возраста рекомендуется проведение экскурсий в краеведческих, этнографических, художественных музеях.
Развивающая предметно-пространственная среда детского сада предполагает создание в группах:
‒ краеведческих уголков, в которых представлены разнообразные материалы (предметы старины, куклы в народных костюмах, иллюстрации, альбомы, дидактические игры и др.);
‒ книжных уголков, содержащих литературные произведения писателей и поэтов Крымского полуострова; фольклорные произведения (сказки, загадки, потешки, пословицы, поговорки и др.);
‒ музыкальных уголков, где представлены народные музыкальные инструменты, а также музыкальный материал (колыбельные, народные песни);
‒ уголков художественно-эстетического развития с образцами росписей, народных игрушек, репродукциями картин известных художников Крымского полуострова, а также необходимым материалом для самостоятельной работы;
‒ спортивных уголков с атрибутами к народным подвижным играм.
Необходимо систематически проводить работу с родителями, которая будет включать в себя беседы, консультации, родительские собрания, круглые столы с обсуждением важности сохранения народных традиций.

Составили: Шишкина Е.В., Михалун Т.А.
✓ Методические рекомендации по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с народными художественными промыслами народов, проживающих в г. Севастополе
Народно-прикладное искусство – результат творчества многих поколений мастеров. Оно необычайно разнообразно по своим национальным особенностям. Национальные особенности проявляются во всем, и в выборе материала, и в цветовой гамме, и в трактовке изобразительных форм.
Народное искусство своей простотой близко творчеству ребенка, понятно ему. В народном декоративно-прикладном искусстве окружающий мир отражается условно, символами, здесь нет натуралистического воспроизведения, лишних деталей, но сохраняется целостность и законченность образа.
Познавая произведения народного искусства, дети усваивают мудрость народа, его духовное богатство, доброту, жизнелюбие, веру в справедливость, необходимость добросовестного труда, уважения к человеку, бережное отношение к природе.
Условность образа, нацеленность на типическое, красочность, декоративность, выраженность эмоционального настроя – эти качества народного декоративно-прикладного искусства присущи и творчеству детей, но, в отличие от детского творчества, в народном искусстве это не случайность, а выработанная и отточенная веками традиция.
На основе знакомства с народным искусством дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты. Рассматривая произведения декоративно-прикладного искусства, они испытывают чувство радости, удовольствия от ярких жизнерадостных цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов, проникаются уважением к народному мастеру, создавшему их, у детей возникает стремление самим научиться создавать прекрасное.
Ознакомление детей с народными художественными промыслами можно провести через все виды деятельности. На занятиях по развитию речи можно составлять описательные рассказы об изделиях народных мастеров (народные игрушки, посуда), придумывать сказки, героями которых будут матрешки, филимоновские, дымковские игрушки, игрушки из соломы и др. В художественной росписи изделий народных мастеров, в вышивке дети видят изображения птиц, животных, растений, красивых пейзажей. Народно-прикладное творчество помогает воспитывать у детей бережное и внимательное отношения к природе. В орнаменте изделий народных промыслов дети видят повтор, чередование элементов, симметрию узоров – такой материал можно использовать для формирования элементарных математических представлений. Ознакомление с народными промыслами можно дополнить музыкальным воспитанием, поскольку декоративно-прикладное искусство тесно связано с фольклором, народными праздниками и традициями.
Познание детьми произведений народного творчества строится на его восприятии, анализе, выделении основных характерных особенностей, сравнении, сопоставлении, выделении сходства и различий, обобщении.
Осуществление изобразительной, познавательной, речевой, музыкальной деятельности на основе материалов народного творчества способствует удовлетворению у детей таких потребностей, как интеллектуальная, приобретение новых знаний об окружающем мире, потребность в общении, самоутверждении.
При ознакомлении детей с определенным видом народного промысла, педагог обязательно дает детям информацию о нем: название промысла, где зародился промысел, назначение и отличительные особенности изделий народных мастеров.
Чтобы научить детей простым приемам художественной росписи, педагог должен сам их хорошо усвоить. В процессе овладения детьми приемов художественной росписи, вышивания или ткачества у детей развивается мелкая моторика, координация действий руки и глаз, обогащается представление о творчестве народных мастеров.
Методы и приемы, которые можно использовать в работе с детьми по ознакомлению с народными художествеными промыслами:
1) Дидактические игры, игры-путешествия, игровые ситуации.
2) Рассказ, беседа о народных промыслах, чтение художественной литературы о народных промыслах, разучивание поговорок и пословиц о мастерах.
3) Использование ТСО для виртуальных экскурсий в прошлое, в музеи народных промыслов, презентаций, видеофильмов.
4) Метод проектов: «Народные промыслы», «Народная игрушка», «Народная вышивка» и др.
5) Рассматривание альбомов «Русские народные промыслы», «Народные промыслы», «Народная игрушка» и т.п.
6) Рассматривание изделий народных промыслов, иллюстраций.
7) Сравнение предметов народно-прикладного искусства, узоров, их элементов, композиций.
8) Показ способов изображения элементов художественной росписи.
9) Творческие упражнения на занятиях по художественно-изобразительной деятельности, ручному труду: рисование, лепка, аппликация, вышивание, декоративное плетение.
10) Самостоятельная работа в уголке по художественно-эстетическому развитию с незавершенными композициями и элементами росписи предметов, использование технологических карт последовательности росписи предметов или лепки.
И др.
Примерный алгоритм описания изделий народных промыслов:
1) название предмета;
2) название промысла;
3) материал, из которого сделан предмет (дерево, глина, металл и т.д.);
4) характер цветового исполнения;
5) основные элементы;
6) значение символов;
7) назначение предмета.
Охватить все богатство и разнообразие декоративно-прикладного искусства довольно сложно, поэтому остановимся лишь на некоторых его видах, наиболее доступных для восприятия детей дошкольного возраста.
Народная игрушка. Народная игрушка отражает реальную действительность в формах, которые доступны детскому восприятию. Она способствует развитию у ребенка образного мышления, памяти и наблюдательности. Народная игрушка воспитывает у детей любовь к народному искусству, с ее помощью дети усваивают социально-нравственный опыт своих предков.
Русская народная игрушка.
Матрешка – самая известная русская народная матрешка. Фигурку матрешки вытачивали из деревянного бруска. Она разнимается на две части, а в ней еще такая же фигурка меньшего размера, и так до 10-12 куколок. Традиционно на фигурке матрешки рисовали женщину в сарафане и с платком. В игрушке скрыт глубокий смысл – она символ материнства, семьи. Когда игрушку придумали, многим девочкам давали имя Матрена. Отсюда и название – матрешка – уменьшительно-ласкательная форма имени Матрена.
Дымковская игрушка. Дымковская игрушка возникла в Вятской губернии в слободе Дымково. Дымковские игрушки – миниатюрные глиняные скульптуры, уникальные изделия русских народных промыслов. В давние времена на Руси отмечали праздник Свистопляски. Во время празднования проводились массовые гуляния, жители веселились, пели и плясали, а расписанная глиняная игрушка-свистулька была самым популярным музыкальным инструментом. Глиняные игрушки были самыми разнообразными: фигурки людей (барыни в пышных нарядах, мужчины в старинных костюмах, дети в яркой одежде, скоморохи и др.), птиц (утки, куры, гуси, петухи, индюки), животных (кони, бараны, козлы, собаки, кошки, медведи и др.), сюжетные игрушки. Игрушки изготавливали из местной глины ярко-красного оттенка, просушивали и обжигали в печи. После обжига фигурки покрывали белилами (мелом) и расписывали красками. Для дымковской игрушки характерен простой геометрический орнамент, состоящий из кругов, полос, зигзагов. Для росписи дымковских игрушек использовали богатую цветовую палитру: красный, оранжевый, желтый, синий, золотой и др. Зачастую отдельные элементы игрушек далеки от реального изображения: рога оленя напоминают куст, борода индюка похожа на гроздь винограда. Дымковской игрушке присуща декоративность и острая выразительность.
Филимоновская игрушка. Среди изделий народных мастеров своей оригинальностью выделяется глиняная игрушка деревни Филимоново. Ее художественные отличия проявляются и в форме, и в росписи. Особенность местной глины заставляла мастеров при лепке вытягивать в высоту любую фигуру. Особенно это заметно в лепке коней и коров, у которых получались очень длинные шеи. Фигуры людей выходили стройные и изящные. Учитывая эту особенность, мастерицы расписывали фигурки в основном горизонтальными полосками. В росписи также присутствовали розетки, напоминающие солнце или цветок, треугольники, кружки и точки. Игрушки расписывали красно-розовыми, желтыми и зелеными красками. В тематике филимоновской игрушки отражались городской и деревенский быт, полусказочные и полуфантастические образы. Здесь можно увидеть и танцующую пару, и музыканта, и солдата с птицей под мышкой, и медведя с подарком, стоящего на задних лапах.
Каргопольская игрушка. Начало промыслу положили мастера, живущие в деревне Гринево Каргопольского района. Тематика Каргопольской игрушки – образы сказочных персонажей, жителей деревни, занятых повседневным трудом, сцены народных гуляний с катаниями на тройках, фигуры животных: медведей, коней, оленей, собак. Фигуры людей приземистые, по-деревенски крепкие. Также прочно поставлены фигуры животных. Игрушки наполнены динамикой, движением. Техника выполнения игрушек аналогична другим промыслам. Игрушку, вылепленную из глины, обжигали, а затем расписывали клеевыми красками. В росписи можно различить две разновидности. В первой преобладает линейная штриховая разработка декора. Цветными линиями намечают главные детали одежды, черты лица и вносят контурные изображения условных листьев, цветов или геометрических фигур. Другой вид росписи более насыщен цветом и представляет собой раскраску значительной части фигуры синей, коричневой, зеленой, красной красками. Необходимые детали при этом выполняют цветными линиями.
Богородская игрушка – русский народный промысел деревянных резных игрушек. Свое название игрушка получила от поселка Богородское, в котором зародился промысел. Игрушки изготавливали из мягких пород дерева: липы, ольхи, осины. Богородские игрушки были скульптурными и подвижными. Изначально деревянные резные игрушки не окрашивали. Позже их стали расписывать красной и черной красками, покрывать лаком. Персонажи богородской игрушки: медведи, домашние животные, птицы, крестьяне, солдаты, барыни и др.
На Украине были популярны игрушки из глины, дерева и узловые куклы из ткани. Глиняные игрушки украшали декоративными рисунками. Народные игрушки из глины изображали в основном птиц и животных – это были петушки, кукушки, индюки, утки, лошадки, олени, медведи, свиньи и др. Нередко животных делали в форме свистулек. Также из глины лепили фигурки людей – барышня, пан, всадник на коне и др. Из дерева делали кукол, волчки и механические игрушки с двигающимися элементами (кузнецы, ткачи). Были и игрушки головоломки для детей – мороки. Чтобы разобрать и сложить мороку нужна была смекалка и изобретательность. Народные узловые куклы делали из ткани. Куклу не шили, а скручивали и перевязывали. Такие куклы не имели лица, их называли мотанками.
В Беларуси изготовление народной игрушки не носило характер самостоятельного промысла, как в России. Игрушки белорусов отличались скромной окраской и простотой исполнения. Самыми распространенными были игрушки из глины – погремушки, свистульки, фигурки животных и людей. Их раскрашивали в зеленый, коричневый и желтый цвета, покрывали глазурью, а красками не расписывали. Деревянные игрушки белорусских мастеров обычно изготавливали с имитацией действий или движений. Мастера стремились создать оригинальные механизмы, которые могли бы оживить игрушку – кузнецы куют железо, пильщики пилят дрова. Из соломы изготавливали кукол, животных (лошадки, олени, козлики и др.) и птиц (петушки, павлины).
У крымскотатарских детей в старину игрушек не было. Но детские забавы крымско-татарских детей были самыми разнообразными.
Вышивка всегда была и остается одним из любимых видов народного искусства. Вышивка народов, проживающих на Крымском полуострове необычайно разнообразна по художественным и техническим приемам. У каждого народа своя вышивка, не похожая на другую. Она отличается и узорами, и способами вышивания, и определенными сочетаниями цветов. Вышивкой украшали одежду, головные уборы и разнообразные предметы быта (занавески, скатерти, полотенца). Каждый узор имел свое смысловое значение. Орнамент в народной вышивке может быть геометрическим, растительным, животным, птичьим, и т. д. Геометрический орнамент – это прямые и волнистые линии, круги, треугольники, квадраты, клетки, кресты. Они были условными знаками, с их помощью люди выражали свои понятия об окружающем мире. Например, прямой горизонтальной линией обозначали землю, волнистой горизонтальной – воду; огонь, солнце обозначали кругом или квадратом. Знаки-узоры не только украшали, но и защищали, оберегали от злых духов, приносили счастье.
В русской народной вышивке большое место занимали сюжетные орнаменты: изображения живых существ, объединенных общим действием. Растительный орнамент создавал фон для сюжетных орнаментов. Красный цвет в русской народной вышивке был основным. Также использовали оттенки красного, синий, зеленый и желтый цвета. В русской вышивке преобладали образы птицы, коня, дерева.
Орнамент украинской вышивки необычайно разнообразен: растения, геометрические фигуры, изображения животных. В вышивке преобладали красный, черный и белый цвета. В некоторых районах вышивка была многоцветной.
Белорусская народная вышивка обладала своими присущими лишь ей чертами. Белорусская вышивка отличалась от русской, украинской и крымско-татарской большей строгостью орнамента, четкостью геометрического узора, сдержанностью колорита. Вышивка в основном красно-белая с небольшим добавлением черного и серого цветов.
Вышивка – одно из наиболее распространенных ремесел крымских татар. В крымскотатарской вышивке преобладал растительный орнамент: цветы, веточки, деревья. Вышивали в основном золочеными и серебряными нитями.
Традиционно девочек обучали вышиванию с 4-5 лет. Дети старшего дошкольного возраста вполне могут освоить азы этого вида прикладного искусства. Процесс вышивания способствует развитию у детей художественного вкуса, мелкой моторики рук, усидчивости, творческих способностей; формированию трудовых навыков и умений. Обучение вышивке целесообразно проводить в подгруппах или индивидуально. Сначала детей знакомят с материалами и инструментами, затем показывают один из видов швов. Прежде чем приступить к работе с иглой, дети обязательно повторяют правила техники безопасности. Во время занятий вышивкой проводят гимнастику для глаз, пальчиковую гимнастику, физминутки. Дети учатся вышивать тупой иглой с большим ушком. Сначала детей учат вышивать на специальной основе (карточке) по разметке, затем на ткани по схеме.
Ткачество.
Ткачество – одно из древнейших и распространенных видов народного искусства. Ткачи изготовляли ткани, которые необходимы были для пошива одежды и убранства жилья (скатерти, покрывала, полотенца и др.). В ткачестве широко использовали лен, коноплю, шерсть, реже шелк, хлопчатобумажные нити и крапиву. Ткани изготавливали на ручных деревянных ткацких станках.
Тканные изделия центральных и южных районов России отличались большей плотностью узоров, сочностью и насыщенностью цветов. В одежде часто тканные узоры дополняли вышивкой, нашивками цветных лент.
С традиционным ткачеством Украины связана богатая орнаментация, в основном геометрического характера. Орнамент состоял из различных по размеру треугольников, квадратов, ромбов, зигзагов.
Для белорусского узорного ткачества характерны строгие геометрические узоры – клетка, полоса, концентрические круги, ромбы, квадраты.
У крымских татар ткацкий станок был почти в каждом доме, девушек с малых лет обучали работе на нем. Со временем ткачество у крымских татар стало промыслом, которым занимались профессионалы мужчины. Часть продукции поставляли в Россию и другие страны.
В работе с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с узорным ткачеством можно использовать самодельный «ткацкий станок», изготовленный из подручных материалов (картон, коробка, пластик и др.). «Работая» на таком станке, ребенок познает азы ткацкого ремесла. Занятия такого рода развивают у детей интерес к народному ремеслу. Ручное ткачество способствует формированию трудолюбия, развивает творческие способности, мелкую моторику рук, усидчивость. Для работы можно использовать цветные полоски из ткани, декоративные шнуры, толстые нитки. Ручное ткачество – очень кропотливая и сложная работа, не многим детям она дается легко. Задания даются по принципу: от простого к сложному.
Художественные промыслы по обработке дерева широко были развиты в России, западных районах Украины и Белоруссии, а также у крымских татар в Крыму. Древесина – материал, который получил наибольшее применение для изготовления предметов, необходимых человеку в повседневной жизни. Из древесины строили дома, храмы, изготавливали различную бытовую утварь, посуду, игрушки и многое другое.
Художественная резьба по дереву.
Художественная резьба и роспись по дереву являются едва ли не самыми древними видами народного творчества. Орнаментальные узоры украшаемых резьбой изделий были самыми разнообразными: от простейших линий и геометрических форм до сложных миниатюр с изображением растений, животных, человеческих фигур, элементов пейзажа. Резьбой по дереву украшали двери и стены домов, мебель, посуду, сундуки, шкатулки и другие предметы домашнего обихода.
В русской и украинской художественной резьбе преобладал растительный орнамент, узоры дополняли изображениями животных и птиц.
Изделия белорусских мастеров не имели богатой декорировки. Такое отношение к убранству предмета сложилось традиционно. В старинной долбленной или резной посуде основное внимание уделялось форме предмета и удобству пользования.
В художественной резьбе у крымских татар преобладал растительный орнамент. Крымские татары людей не изображали, их символами были цветы (роза — знак женщины, тюльпан — знак юноши, мужчины, гвоздика — знак пожилой женщины и мудрости жизни). Среди растительных орнаментов у крымских татар преобладали изображения листьев, корзин с розами, плодами, ветки цветов, виноградные гроздья.
Художественная роспись.
Развиваясь, художественная обработка дерева резьбой постепенно стала обогащаться цветом. Подкрашивание резьбы, а затем и декорирование деревянных предметов росписью привело к формированию центров народного искусства, в которых роспись стала главным направлением их деятельности.
Широко использовалась на Руси и роспись по дереву, особенно красивой росписью украшали предметы, предназначенные для торжественных событий и праздников. Одним из наиболее ярких явлений в искусстве росписи по дереву является хохломская роспись.
Хохлома.
Хохломская роспись – одно из наиболее ярких явлений в народной росписи по дереву. Село Хохлома, где проходили ярмарки по продаже деревянной посуды, дало название целому промыслу. Хохломская техника нигде больше не встречается. Она представляет собой декоративную роспись по деревянной посуде и мебели, выполненную красным и черным (реже зеленым) цветами на золотистом фоне. Выточенные из дерева предметы грунтовались раствором глины, покрывались олифой и порошком олова, по слою которого выполняли узор, затем покрывали лаком из льняного масла и закаляли в печи. Благодаря такой обработке появлялся золотистый оттенок. Несмотря на строгую черно-красную гамму, хохломские художники достигали большой выразительности, изображая на своих изделиях цветы, растения, причудливых птиц. Основной рисунок хохломы – колосья, ягоды, листья, цветы, и, главное, трава. Черно-красная травка на золотистом фоне считается классической для хохломского художника.
Городецкая роспись.
Городецкая роспись зародилась в Нижегородской области. В г. Городец на ярмарку мастера приносили свои расписные изделия, отсюда и появилось название городецкая роспись. Городецкая роспись выполнялась клеевыми красками по чистой поверхности дерева. Декоративный принцип росписи основан на том, что изображение орнамента или фигуры человека, птицы, коня выполняют всегда краской локального цвета. Поэтому изображение имеет хорошо читающийся силуэт на светлом фоне. Декоративные мотивы черного, синего, темно-красного или коричневого цветов прорабатывали белыми графическими штрихами. Основными элементами городецкой росписи были точки, скобки, круги, дуги, капли, спирали, штрихи. Городецкий стиль отличался содержательностью, сюжеты для росписи брали из жизни людей. Значительное место в городецкой росписи занимают цветочные мотивы – пышные «розаны». Также часто изображали птиц (павлинов, петухов, индюков, сказочных птиц) и коня. Птицы символизировали семейное счастье, благополучие, конь – богатство.
Полхов-майданская роспись – русский народный художественный промысел. Своё название промысел получил от села Полхов-Майдан. Большинство изделий этого промысла выполняли токарным способом. Среди них – матрёшки, птички-свистульки, пасхальные яйца, солонки, поставки и др. Все изделия расписывали яркими красками, на них рисовали цветы, птиц, животных, пейзажи. Отличительная особенность полхов-майданской росписи – присутствие пейзажных и сюжетных мотивов, которые в народной росписи встречаются довольно редко. Обычно это сценки из крестьянской жизни на фоне сельских пейзажей. И рисунок, и роспись выполняли в свободной манере. Это прослеживается и в выборе цвета, и в подходе к изображению как растительных форм, так и пейзажа. Например, красно-желтые розы и необычные лиловые ягоды растут на одной ветке.
Гжельская керамика.
Гончарное ремесло в России имеет глубокие исторические традиции. Гжель – самый известный народный промысел в России. Зародился промысел в Московской области. Гжель – большой район, охватывающий много деревень. Деревня Гжель занимала в этом районе центральное место. В районе Гжели широко велась добыча глины, которая высоко ценилась и считалась одной из лучших. Гжельскую керамику легко отличить: она сделана из белой глины и расписана голубовато-синими мазками. Гжельскую керамику мастера расписывали цветами, птицами, фигурками людей и животных, деревьями и сооружениями архитектуры. Ассортимент изделий гжельских мастеров был разнообразным: посуда, кирпич, изразцы, настольная скульптура и др. Настольной скульптуре в гжельском промысле всегда отводилось большое место. Это небольшие фигурки или группа фигурок на тему народных сказок, сюжетных и бытовых сценок, а также детские игрушки (кони, петухи, собаки, кошки и др.).
Петриковская роспись – украинская декоративно-орнаментальная народная живопись, сформировалась в поселке Петриковка. Петриковская роспись на Украине возникла давно, ее отличительная особенность – роспись стен домов красочными узорами. Каждая хозяйка стремилась сделать свой дом самым живописным. С хозяйкой, у которой стены жилища были не расписаны, не здоровались. Про самый красиво расписанный дом говорили, что красиво, как в церкви. Петриковской росписью украшали и предметы быта. Для Петриковской росписи характерен растительный орнамент. Расписывали цветной глиной, растительными красителями, масляными, акварельными красками, гуашью. В краски добавляли молоко, яйца, цвета для росписи выбирали самые яркие. Расписывали самодельными кисточками из кошачьей шерсти, камышовыми палочками, пипетками, и даже пальцами. У каждого мастера был свой собственный почерк, своя трактовка элементов росписи.
Соломоплетение – одно из древнейших ремесел Беларуси. Белорусская соломка – символ народного искусства Беларуси. Изобретательность мастеров в обработке и применении обыкновенной соломы для художественного творчества сделала этот вид работ уникальным явлением народного искусства. Из соломы изготавливали домашнюю утварь, головные уборы, игрушки и многое другое. Емкости из соломы широко применялись в хозяйстве, они были разных размеров и форм, самые большие могли вместить в себя несколько десятков килограммов зерна. Изделия из соломы не повреждались грызунами и обладали гигроскопичностью. Для плетения использовали солому злаковых растений, ее заготавливали вручную, просушивали, очищали и вымачивали в горячей воде. Самыми загадочными изделиями из соломы были подвесные соломенные «пауки», которые делали ко дню зимнего солнцестояния. В доме «паука» вывешивали над столом, колыбелью. В день весеннего равноденствия его обязательно сжигали. «Паук» в форме шара символизировал солнце.
Художественные изделия из металла.
Народный промысел по производству жостовских подносов зародился в деревне Жостово, недалеко от Москвы. Технология изготовления жостовских подносов сложна и включает множество операций. Вначале тонкий лист металла прессовали, заворачивали края, затем поверхность грунтовали, шпаклевали, покрывали лаком. Традиционно поверхность жостовских подносов была черного цвета, встречались также подносы красного, зеленого и золотистого цветов. Жостовская роспись имела свои особые традиции. В основном использовались растительные композиции – крупные цветы, букеты, гирлянды. Края подноса украшались орнаментом.

В предметно-развивающем центре по патриотическому воспитанию на тему «Народные художественные промыслы» могут быть представлены следующие материалы:
1) альбомы, иллюстрации;
2) изделия мастеров народных промыслов: народные игрушки, деревянная расписная посуда, шкатулки, образцы вышивки и др.;
3) дидактические игры: «Найди предметы с разными вышивками», «Найди сходство и отличия», «Кому что нужно для работы», «Составь композицию», «Разрезные картинки», «Найди пару» и др.

Литература:
1. Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы – М.: Высшая школа, 1992 — 159 с.
2. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – С.-П.: Акцидент, 1997 – 159 с.
3. Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании детей – М.: Российское педагогическое агенство,1997 – 209 с.
4. Скоролупова О.А. Знакомство детей с русским народным декоративно-прикладным искусством - Цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста – Москва: – 2003.
5. Шибаева М. Приобщение дошкольников к народной культуре через вышивание –М.: Дошкольное воспитание, 6/2019, с. 71.
6. Заатов И.А. Крымскотатарское декоративно прикладное искусство – Тарпан: 2003. – 336 с.

Составила: Михалун Т.А.

✓ Летняя оздоровительная работа в детском саду

Цель: Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, удовлетворение потребностей растущего организма в отдыхе, движении и творческой деятельности.

Регламентирующие нормативные документы:

 Проведение профилактических, закаливающих, оздоровительных и воспитательных мероприятий с детьми в летний период регламентируют нормативные документы:

  • Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г).
  • Конституция РФ от 12.12.1993г. (ст. 38, 41, 42, 43).
  • Федеральный закон от 24.07.98 г. 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
  • Федеральный закон №273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.09.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  • Приказ Минздрава России от 04.04.03 № 139 «Об утверждении инструкции по внедрению оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений».
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
Организационная работа

1.Издание приказов:

 - О введении летнего режима пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении;

 - Об организации работы групп по летнему расписанию непосредственно-образовательной деятельности;

 - Об организации питания детей по летнему меню;

 - Об обследовании территории, здания, спортивного и игрового оборудования на игровых участках.

2. Проведение инструктажа педагогов перед началом летнего периода:

 - по профилактике детского травматизма;

 - охране жизни и здоровья детей в летний период;

 - занятий спортивными и подвижными играми, спортивных соревнований;

 - проведение массовых мероприятий;

 3. Собеседование с воспитателями (проводится медицинским работником):

 - правильная организация закаливающих процедур;

 - предупреждение отравления детей ядовитыми растениями и грибами;

 - оказание первой медицинской помощи при солнечном и тепловом ударе, а также при укусах насекомых.

 4. Составление листов здоровья детей с учетом медицинских показаний, группы здоровья. Вынесение медицинских рекомендаций по оздоровлению воспитанников.

Организация летнего оздоровительного периода

-следует ежедневно обрабатывать песок в песочницах, подметать и мыть пол на верандах, в жаркую погоду поливать участки водой;

- организуется уход за растениями на участке, разбивка цветников и огородов;

- организуется развивающая предметно-пространственная среда на территории дошкольного образовательного учреждения (оборудование для игровой и познавательно-исследовательской деятельности, расширяется ассортимент выносного оборудования);

- соблюдается режим дня во время летнего оздоровительного периода;

- увеличивается продолжительность прогулок и сна;

- соблюдается питьевой режим.

Оздоровительная работа с детьми в летний период

-Создание условий для повышения двигательной активности детей на свежем воздухе за счет организации различных видов детской деятельности.

-Переход на летний режим дня.

-Максимальное пребывание детей на свежем воздухе (утренний прием, утренняя гимнастика, физкультурные занятия, развлечения).

-Проведение закаливающих и профилактических мероприятий в течение дня (воздушные и солнечные ванны, закаливание водой, босохождение и др.).

-Комплексное использование профилактических, закаливающих и оздоровительных технологий, а также их непрерывное проведение.

-Включение в работу с детьми простых и доступных технологий оздоровления.

-Организация водно-питьевого режима.

-Включение в меню витаминных напитков, фруктов, свежих овощей.

-Организация жизни детей в адаптационный период.

-Повышение эффективности профилактических и оздоровительных мероприятий за счет соблюдения в дошкольном образовательном учреждении санитарных эпидемиологических правил и нормативных документов.

Воспитательно-оздоровительная работа в летний период

-Создание условий для повышения двигательной активности детей на свежем воздухе за счет организации различных видов детской деятельности.

-Переход на летний режим дня.

-Максимальное пребывание детей на свежем воздухе (утренний прием, утренняя гимнастика, физкультурные занятия, развлечения).

-Проведение закаливающих и профилактических мероприятий в течение дня (воздушные и солнечные ванны, закаливание водой, босохождение и др.).

-Комплексное использование профилактических, закаливающих и оздоровительных технологий, а также их непрерывное проведение.

-Включение в работу с детьми простых и доступных технологий оздоровления.

-Организация водно-питьевого режима.

-Включение в меню витаминных напитков, фруктов, свежих овощей.

-Организация жизни детей в адаптационный период.

-Повышение эффективности профилактических и оздоровительных мероприятий за счет соблюдения в дошкольном образовательном учреждении санитарных эпидемиологических правил и нормативных документов.

Задачи летней оздоровительной работы

Физическое развитие

 1. Способствовать формированию двигательной активности детей в летний оздоровительный период.

2. Формировать интерес и потребность у детей в занятиях физическими упражнениями.

3. Удовлетворять естественную потребность в движении, создавать условия для демонстрации двигательных умений каждого ребенка.

4. Способствовать предупреждению заболеваемости и детского травматизма.

Познавательное развитие

 Формировать у детей необходимые представления о природе и окружающем мире, удовлетворять детскую любознательность.

Речевое развитие

1. Развивать у детей свободное общение со взрослыми и детьми.

2. Развивать все компоненты устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности.

3. Способствовать речевому стимулированию детей дошкольного возраста в повторении, обсуждении прочитанных произведений.

4. Приобщать детей к художественной литературе.

Социально-коммуникативное развитие

 1. Развивать игровую деятельность дошкольного возраста.

2. Приобщать к элементарным общепринятым нормам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

4. Развивать трудовую деятельность, воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей, его результатам.

5. Формировать представление об опасных предметах и ситуациях для человека и окружающего его мира природы. Способы поведения в данных ситуациях.

Художественно-эстетическое развитие

 1. Развивать основы музыкально-театральной культуры, духовно обогащать детей положительными эмоциями.

 2. Поддерживать инициативу детей в импровизации.

 3. Активизировать воображение, инициативу, творчество ребенка в самостоятельной передаче сказочных образов в рисунке, лепке, аппликации.

 5. Закреплять и углублять знание детей музыкального репертуара, полученное в течение года.

Методическая работа летом

-Консультации для воспитателей:

«Особенности планирования воспитательно-образовательной работы в летний период»,

«Организация двигательной активности детей в летний период»,

«Организация закаливания детей в летний период»,

«Исследовательская деятельность с детьми в летний период»,

«Особенности художественно-эстетического воспитания детей в летний период».

-Проведение семинара для педагогического состава дошкольных образовательных учреждений по вопросам подготовки и проведения работы с детьми летом.

-Оснащение методического кабинета необходимыми материалами в помощь воспитателям.

-Помощь педагогам в разработке возможных маршрутов прогулок и экскурсий с детьми по территории детского сада, рекомендации по их проведению.

-Организация выставок методического материала, пособий, статей.

-Разработка и утверждение годового плана на 2021-2022 учебный год в соответствии с ФГОС ДО.

-Разработка и утверждение рабочих программ педагогов на 2021-2022 учебный год в соответствии с ФГОС ДО.

-Индивидуальная работа с педагогами (по запросам).

-Подготовка к установочному педсовету с подведением итогов летней оздоровительной работы и утверждением годового плана на 2021-2022 учебный год.

Специфика организации летней развивающей предметно-пространственной среды

 На участке каждой группы рекомендуется предусмотреть следующие условия для полноценной прогулки детей:

-площадка для сюжетно-ролевых игр;

-площадка для игр с песком, ветром;

-плескательные бассейны для игр с водой;

-место для спокойных, индивидуальных игр;

-площадка для свободной двигательной активности.

Игры с песком

 Игры с песком – любимая детская деятельность в летний период.

 Значение игр с песком:

 - знакомят детей со свойствами песка;

 - позитивно влияют на эмоциональное состояние детей (снимают раздражительность, агрессивность, плаксивость), насыщают положительными эмоциями (радость, удивление, восторг);

 - совершенствуют координацию движений, моторику рук;

 - средство саморазвития (учат рисовать, писать буквы, цифры, слова);

 - развивают фантазию;

 - развивают тактильные ощущения;

 - позволяют устанавливать контакты друг с другом (работать и играть сообща).

 Оборудование площадки для игр с песком включает:

- песочница с увлажненным песком;

- совки, формочки, ведерки, воронки, грабли, сито;

- плоскостные и объемные игрушки (дома, деревья, человечки, животные, машинки и т.д.);

- природный материал: ракушки, шишки, веточки;

- модели построек: мосты, ворота, замки.

Игры с водой

 Вода – первый и любимый всеми детьми объект для игр и для исследования.

 Значение игр с водой:

 - знакомят детей со свойствами воды;

 - вызывают положительные эмоции;

 - снимают психическое напряжение, агрессию, способствуют релаксации и расслаблению;

 - развивают моторику, зрительную и двигательную координацию;

 - развивают тактильные ощущения;

 Оборудование площадки для игр с водой включает:

- надувные бассейны, большие тазы или ванны;

- игрушки – средства передвижения: лодочки, плоты, парусники;

- природный материал: камушки, ракушки;

- предметы для экспериментирования с водой: сосуды, насадки с различными отверстиями, емкости разного объема, формы, емкости различной степени прозрачности.

Центр спокойных игр

Оборудование:

-столы, стулья;

-разнообразные изобразительные материалы: разные виды бумаги, краски, кисточки, карандаши,  фломастеры, мелки, пластилин, тесто;

-природный, бросовый материал;

-настольно-печатные и дидактические игры;

-детские книги и альбомы с иллюстрациями.

Самостоятельная двигательная активность детей

 Оборудование:

-кольцебросы,;

-скакалки;

-мячи;

-велосипеды, самокаты;

-ракетки для большого и малого тенниса;

-сетка для переброса мяча.

Работа с родителями

1. Провести родительские собрания в группах по вопросам летней оздоровительной работы в дошкольном учреждении.

2. Консультации для родителей на медико-педагогические темы : «Лето – пора  закаляться», «Обеспечение безопасности ребенка в летний период», «Питание ребенка летом», «Чем занять ребенка летом» и др.

3. Оформление для родителей информационно-справочного стенда с информацией о ходе летней оздоровительной кампании, папки-передвижки

Закаливание в летний период

Световоздушные ванны:

 Показания: световоздушные ванны могут принимать практически здоровые и ослабленные дети после перенесенных заболеваний. Детям с задержкой роста и развития прием световоздушных ванн показаны особо!

 Противопоказания: острые инфекционные заболевания.

 Проводятся начиная с 5 мин и постепенно доводя до 30—40 мин: общие на открытом воздухе; местные в различных режимных моментах.

 Общие световоздушные ванны начинают в кружевной тени деревьев:

 при температуре +19—20 °С для детей старшего возраста;

 при температуре плюс +20—22 °С для детей младшего возраста

Солнечные ванны:

 Проводятся на прогулке с 10 до 11 ч., при температуре не выше 27 °С. Солнечные ванны проводятся не ранее чем через 1,5 ч после еды, заканчиваются не позднее чем за 30 мин до еды.

 Перед началом солнечных ванн в течение недели проводится курс световоздушных (воздушных) ванн.

 Порядок проведения солнечных ванн:

 - подготовительная световоздушная ванна 10-20 мин;

 - солнечная ванна 2-26 мин;

 - заключительная световоздушная ванна 20-30 мин.

Солнечные ванны проводятся начиная с 2 мин. для детей ясельного возраста и с 4 мин.для детей дошкольного возраста, увеличивая каждые два дня на две минуты.

 Во время солнечных ванн голова всегда должна быть защищена от солнца.

 В адаптационный период солнечные ванны не проводятся.

 Противопоказания: острое заболевание, период после перенесенного заболевания (медицинский отвод оформляется врачом в медицинской карте).

Закаливание водой

 Вода является самым мощным закаливающим фактором. Преимущество воды перед другими средствами закаливания заключается в том, что водные процедуры легко дозировать.

 Обширное умывание проводится ежедневно во время гигиенических процедур в умывальной комнате. Площадь воздействия воды расширяется постепенно:

 - дети ясельного возраста моют лицо, кисти рук;

 - дети младшего возраста - лицо, шею, кисти рук, предплечья;

 - дети старшего возраста - лицо, шею, грудь, кисти рук, предплечья.

 Обливание ног проводится ежедневно после прогулки в умывальной комнате. Начинают с t воды +28° – + 30°С, снижая каждые 3 дня на 1° и доводят до +18°С – для младшего, среднего возраста, и +16°С – для старшего возраста.

 Полоскание полости рта проводится после каждого приема пищи. Кипяченая вода приготавливается заранее и охлаждается до комнатной температуры. Процедура выполняется в умывальной комнате. На каждое полоскание используется 100 г воды.

 Игры с водой проводятся прогулке в плескательных бассейнах, тазиках, при установившейся теплой погоде (температура воздуха +22 °С и выше). Время процедур от 10 мин. и больше.

 Босохождение – форма механического и термического точечного массажа стоп, рефлекторно улучшающего деятельность сосудов верхних дыхательных путей.

 Начинать ходить босиком следует в жаркие, солнечные дни, по хорошо очищенному грунту (мелкой гальке, мелкому гравию, песку), постепенно увеличивая время с 2-3 мин. до 10-12 мин. и более. Хождение босиком на участке разрешается при температуре воздуха не мене 20°-22°. После процедуры дети обуваются в сухую обувь.

 Проводится обязательный осмотр участка на наличие травмоопасных предметов!


Составили: Шишкина Е.В., Михалун Т.А.


-




















This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website